Философия Аристотеля. Учение о первопричинах.
Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях.
Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос, что есть вещь, и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими.
В отличие от Платона, Аристотель – мыслитель, который стал выделять в бытии (сущем) различные его уровни:
Важную роль в учении Аристотеля играло понятие материи. Если Платон считал, что материя бесформенна, то Аристотель соотносит материю с формой. Например, медный шар может быть рассмотрен со стороны материи и формы. Материей для него является медь, а формой – шарообразность. Если рассматривать живое существо, то материей является его телесный состав, а формой – душа. При этом материя рассматривается как пассивное начало, а форма как активное начало.
Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы.Однако существуют высшие сущности, которые лишены материи, и обладают только формой. Эта лишенная материи чистая форма – Нус (Нус – от греч. ум, мысль, разум).
Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:
1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.
3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей.
4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия.
Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек.